К поискам путей творческого взаимодействия с семьей пятнадцать лет назад нас подтолкнула мысль известного американского психофизиолога Нила Миллера: «Дефицит родительского тепла ведет к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, сильному нервному напряжению, уязвимости и даже агрессивности».
В современный период переустройства государства произошло сильнейшее дифференцирование семей. Каждая из типов семей требует пристального внимания к изучению ее проблем, перспектив, успешного включения в социум. В педагогической литературе имеется множество различных наработок по проблемам семейного воспитания. Вместе с тем недостаточно решена проблема активного включения семей в процесс развития собственного ребенка, его социализации и интеграции в общество, в том числе средствами искусства.
В научно-педагогической и методической литературе имеется достаточное число методологических, теоретических, прикладных исследований по разным аспектам формирования личности в творческой деятельности. Нас интересует вопрос организации творческого взаимодействия родителей с детьми как условия формирования духовных потребностей семьи, социальной адаптивности ребенка, его уверенности в себе, способности к саморазвитию, самостоятельности, социализации.
Все наши социокультурные проекты творческого взаимодействия ребенка – родителя – педагога являются социокультурными технологиями разностороннего творческого развития и детей, и взрослых. К примеру, все, что делает ребенок во время арт-педагогических занятий, делает и родитель: музицирует на синтезаторах, рисует, поет, танцует, сочиняет сказки, пишет стихи…
Главное – во время арт-педагогических занятий и любых форм творческого взаимодействия формируется аура взаимопонимания и СОтворчества детей и взрослых, которые начинают лучше чувствовать, понимать и эмоционально сближаться с собственным ребенком! Все детско-родительские объединения живут по принципу семи «П»: Познай, Пойми, Прими, Прости, Полюби, Помоги и Повторяй это каждый день!
На наш взгляд, успешное решение проблем адаптации, социализации и интеграции детей (обычных и «особых») в общество должно стать важнейшей задачей в работе любого детского учреждения образования и культуры. Одним из путей решения проблем может стать совместное освоение детьми и взрослыми социально-культурного опыта, где творческое взаимодействие становится условием самореализации ребенка и родителя, фактором обогащения личностно значимых отношений и формирования уверенности в себе; сформированы психологический и методический уровни готовности родителей к участию в разнообразных формах сотворчества с собственным ребенком в системе социальных отношений. Процесс осуществляется последовательно, комплексно и включает в себя творческое взаимодействие с детьми педагогов различных учреждений образования и культуры, музейных работников, различных специалистов творческих профессий: музыкантов, художников, писателей, артистов…
Понятие «взаимодействие» рассматривается нами как ключевое, так как доминантным в нашей педагогической работе является общение, строящееся на основе взаимодействия детей и родителей. Сотворчество же детей и взрослых предполагает особый стиль взаимодействия, в котором должна присутствовать эвристика, свобода в общении, равноправие партнеров взаимодействия и многое другое. Конечно, всегда должна быть позиция поддержки, ситуации успеха, положительного эмоционального фона, особенно, когда речь идет о детях с проблемами в развитии.
Для реализации семейных проектов нами создана серия методических пособий для творческого взаимодействия ребенка и родителя в студийных и домашних условиях; разработана технология проведения презентаций, мастер-классов, тренингов; сформирован пакет программ организации массовых событий как основы творческого взаимодействия с ребенком в семье, студии, учреждениях и организациях различного вида; разработана программа творческого взаимодействия в рамках студийных занятий, творческих встреч и социокультурных акций.
Благодаря специально организованным системным творческим контактам с внешней средой, практике гуманистических, помогающих отношений, дети и родители приобретают массу положительных эмоций, стимулирующих более динамичный темп общего развития и вносящих новое качество в психическое состояние ребенка, да и родителей. Совместные занятия, посещение музеев, театров и концертных залов, участие в мероприятиях творческого характера помогают семьям вырваться из ограниченного пространства квартиры, у них появляется стремление жить более интенсивно и полнокровно.
Выстраивая систему взаимоотношений с обычными, одаренными или «особыми» детьми и их родителями, мы, прежде всего, опираемся на понимание семьи как стержня в развитии не только ребенка, но и всего общества. Основные идеи - развитие эмоционально-чувственной сферы детей и родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий, а также вовлечение семьи в социокультурное пространство Санкт-Петербурга.
Мы убеждены, что в непростых современных условиях создать сообщество воспитывающих и творчески взаимодействующих со своими детьми родителей могут помочь только вера и адский труд.
«Особые» дети в большинстве своем неконтактны. Поэтому создание вокруг такого ребенка атмосферы тепла и доброты, эмоциональной поддержки и желания помочь, внимания и понимания, здоровой, социально активной, разнообразной и насыщенной среды общения, ориентированной на него, с обилием новых сенсорных впечатлений дает ему возможность построения отношений с внешним миром в наиболее щадящем режиме. Кардинальное изменение уровня коммуникативного насыщения и уменьшение стереотипных форм поведения облегчает для ребенка (да и родителя) усвоение новых социальных навыков общения.
Согласно нашим разработкам дети совместно с родителями кроме музеев систематически посещают мастер-классы по различным художественным техникам, которые проходят в
Библиотеке истории и культуры Петербурга, театры, концертные залы, выставки, экскурсии, участвуют в городских, российских и международных проектах. Желание творить у детей и взрослых становится нормой, а мы ищем различные формы популяризации их достижений через: выпуск поэтических сборников с собственными иллюстрациями или с иллюстрациями ребенка к стихам и сказкам мамы, размещение на сайте семейных творческих работ, участие одаренных ребят в выставках на городских площадках. В последние годы свыше 100 художественных работ выставлялись в Духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры и в Смольном соборе, в Фонде Михаила Шемякина и Галерее Творческого объединения «МИТЬКИ», в Союзе художников, Михайловском замке, в рамках Международного фестиваля «Социального кино», в учреждениях образования и культуры Петербурга.
Безусловно, систематические занятия реабилитационным творчеством требуют беспрерывной работы специалистов и безостановочных усилий родителей, а также значимых взрослых ближайшего окружения «особого» ребенка. Но в тоже время, они помогают родителям ребенка с особыми потребностями вернуть интерес к жизни, заново освоить самый совершенный язык – язык любви, а также научиться лучше чувствовать и понимать эмоциональную взаимозависимость ребенка и родителя; не оценивать детей, а стараться понять, вникнуть в суть их проблем, жить с ними одной жизнью и тем самым помогать; преодолевать эмоциональные перегрузки, правильно оценивать жизненные ситуации, принимать эффективные меры для их разрешения.
В результате взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» у детей и взрослых более тонким становится уровень чувствительности, увеличивается сила ощущений, вырабатывается навык самостоятельного принятия решений в условиях повышенной степени свободы выбора. Естественно, приоритетным направлением в работе является формирование духовно-нравственных ценностей семьи.
Уже 15 лет для наших арт-педагогических занятий мы разрабатываем практикоориентированные пособия, которые способствуют творческому развитию ребенка и взрослого, направлены на их самовыражение, помогают делать акцент на использование различных видов художественной деятельности в процессе творческого взаимодействия, создавать развивающую среду. Творческая деятельность родителя в паре с собственным ребенком является, по сути своей, духовно-практическим процессом сотворчества, который эмоционально сближает его участников, помогает возникновению и укреплению потребности в эмоциональном общении как обмене мыслями, чувствами, интересами.
Своими убеждениями о необходимости совместной работы специалистов и родителей, накопленным методическим опытом и технологическим багажом мы делимся со всеми заинтересованными в духовно-нравственном и творческом развитии ребенка через систему презентаций, семинаров-практикумов и мастер-классов в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других Регионах России.