Арт терапия и изобразительное искусство


Николаев Юрий Олегович
Николаев Юрий Олегович
Психолог-психоаналитик.
Любегина Галина Витальевна
Любегина Галина Витальевна
Психолог. Специалист широкого профиля, занимается семейной психотерапией. Имеет 3 печатные работы. Стаж работы – 30 лет.
Иванов Александр Аркадьевич
Иванов Александр Аркадьевич
Педагог, арт-педагог. Имеет более 20 печатных работ, 8 авторских арт-педагогических пособий. Педагогический стаж 35 лет.
Дудова Надежда Витальевна
Дудова Надежда Витальевна
Психолог. Психолог высшей категории. Стаж работы - 15 лет.
Может ли человек, который вообще не умеет рисовать, принимать участие в арттерапевтических занятиях, где основным средством воздействия является обучение изобразительному искусству?
 
Многим из нас еще в детстве сказали, что мы не умеем рисовать. И мы в это поверили (как не поверить взрослым, умным людям?). На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого из нас. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. На занятиях арттерапией удивление («у меня получается!») постепенно сменяется увлечением собственным творчеством. Иногда арттерапия даже приводит человека к пониманию, что искусство – его призвание. Но главное – она позволяет снять внутреннее напряжение, отвлечься от пожирающих нас проблем и «поставить их на место».
 
За счет чего при арттерапии возникает лечебный эффект?
 
Как известно, за наши эмоции «отвечает» правое полушарие головного мозга, а за рациональность – левое. Когда мы размышляем о том, каким образом ответить на заданные нами жизнью вопросы, этим занимается наше левое полушарие.
Иногда мы попадаем в замкнутый круг, появляется агрессивность или апатия, развиваются различные заболевания. В таком случае важно включить в работу правое полушарие, отвлечь мозг от чрезмерного сосредоточения на проблемах, кажущихся нам в настоящий момент глобальными и неразрешимыми. Арттерапия обращается к эмоциям человека, заставляя активно работать правое полушарие. И это позволяет найти новую точку зрения на существующую ситуацию, способствуя ее решению и выздоровлению пациента.
 
Чем отличается арттерапия от обычных уроков рисования (например, школьных)?
 
Обычный школьный урок и занятие арттерапией ставят перед собой разные задачи. Во время урока главное – научить, во время арттерапии главное – раскрепостить нашу психику.
К обычным для русской школы рисунка построениям арттерапия обращается лишь на 2 этапе. Отчасти из-за того, что расчеты и соотношения заставляют работать наше «рациональное» - левое полушарие, что на начальном этапе не соответствует поставленной задаче.
Арттерапевтические занятия разработаны с целью помочь пациенту пересечь порог внутри своего сознания, чтобы он мог услышать и почувствовать мудрость интуиции в самом себе.
Таким образом, занимаясь арттерапией, человек тоже учится, но не так, как мы к этому привыкли.
 
Каким образом происходит психологическое раскрепощение?
 
На начальном этапе это достигается за счет специальных упражнений – рисования «в воздухе», быстрого написания знаков, подобных иероглифам и т.д., в результате которых человек понимает, что он действительно может рисовать, открывает новое видение мира.
  • Развивая взаимную координацию руки и глаза,
  • усиливая умение видеть то, что находится прямо перед нами
  • улучшая способность к зрительному мышлению,
средства арттерапии способствуют психологическому раскрепощению пациента, что имеет соответствующий лечебный эффект.
 
С какими проблемами помогает справиться арттерапия?
 
Методами арттерапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.
 
Может ли арттерапевт составить психологический портрет своего пациента?
 
Как показывает опыт, благодаря занятиям с арттерапевтом выявляются многие значимые психологические особенности человека, среди которых можно назвать:
  • Уровень активности
  • Преобладание рационального или эмоционального
  • Экстравертность или интровертность
  • Сексуальность
  • Уровень общего умственного развития 
На этой основе можно определить, к какому психологическому типу принадлежит пациент, что помогает в дальнейшем лечении.
 
Можно ли с помощью арттерапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации?
 
Важным моментом в использовании метода арттерапии является именно то, что арттерапия позволяет использовать рисование именно для контроля динамики психологического состояния человека и, соответственно, для коррекции возникающих проблем.
 
Каким видам изобразительных искусств можно обучиться, благодаря арттерапии?
 
Первое занятие арттерапией является во многом тестовым. По его результатам каждому рекомендуется тот вид деятельности, который будет более всего способствовать решению конкретных проблем. Один пишет акварели, другой - лепит скульптуру. По ходу занятий вид деятельности может меняться.
 
Как ведется арттерапия – индивидуально или в группе?
 
Занятия могут проходить в любом виде. Это зависит как от индивидуальных особенностей, так и от пожеланий того, кто собирается заняться арттерапией.
 
В «ЛЕНМЕДЦЕНТРЕ» занятия ведет художник с психологическим образованием. Прекрасное владение разнообразными техниками изобразительных искусств и большой практический опыт психолога-арттерапевта позволяет сделать занятия насыщенными и увлекательными. Арттерапия – это безопасный, эффективный, адекватный и приносящий радость способ изучения внутреннего мира человека, а также эффективный способ адаптации индивидуума в социуме. Подарите себе радость общения с миром и восстановите гармонию в душе с помощью искусства!

Рисунки, созданные нашими пациентами во время сеансов арттерапии.

   

Запись к врачу