Арт-педагогический проект


Николаев Юрий Олегович
Николаев Юрий Олегович
Психолог-психоаналитик.
Любегина Галина Витальевна
Любегина Галина Витальевна
Психолог. Специалист широкого профиля, занимается семейной психотерапией. Имеет 3 печатные работы. Стаж работы – 30 лет.
Иванов Александр Аркадьевич
Иванов Александр Аркадьевич
Педагог, арт-педагог. Имеет более 20 печатных работ, 8 авторских арт-педагогических пособий. Педагогический стаж 35 лет.
Дудова Надежда Витальевна
Дудова Надежда Витальевна
Психолог. Психолог высшей категории. Стаж работы - 15 лет.
Арт-педагогический проект

Основные цели

Внедрение развивающе-оздоровительных технологий для улучшения психо-эмоционального здоровья детей;

Гармонизация развития личности через развитие способности к самовыражению, самопознанию и саморазвитию.

Снижение уровня внутренней агрессии с помощью арт-педагогических методов и системного творческого взаимодействия с ребенком, подростком, молодым человеком.


Ожидемые результаты

улучшение здоровья детей в эмоциональном, психологическом,

социальном и нравственном аспектах; развитие сенсорного опыта и психомоторной сферы ребенка, направленные на совершенствование культуры мышления личности, на обеспечение комфортного самочувствия ребенка при решении проблем адаптации, социализации и интеграции его в общество;

овладение родителем навыками игрового взаимодействия с ребенком с целью освоения им алгоритма творческой деятельности,

формирующими нестандартный способ мышления, развивающими логико-аналитические способности и склонности, как к точному, так и образному мышлению, обеспечивающими позитивное взаимодействие в системе взрослый – ребенок;

методическими пособиями, раскрывающими систему средств по развитию у ребенка внимания, памяти, мелкой моторики, ассоциативно-образного мышления, эмоционально-выразительной речи и диалоговой культуры, творческих способностей, что способствует и укреплению психического здоровья ребенка.

 
Аннотация

Одной из задач творческого взаимодействия с родителями является успешная социализация детей, подростков и молодых людей. Мы убеждены, что для достижения этой цели необходимо расширять кругозор и формировать духовные потребности детей, развивать их творческие способности и укреплять веру в себя, прежде всего, для концентрации энергии и сил в преодолении внешних препятствий и в решении личностных проблем. Несомненно, в этой работе необходимо опираться на традиции гуманистической и креативной педагогики, использовать технологии арт-педагогики и терапии творческим самовыражением.

Данная арт-педагогическая программа творческого развития и эмоционально-психологического оздоровления направлена на создание ситуации успеха практически для каждого ребенка, подростка, молодого человека. Реализация программы помогает ребенку в выявлении и осмыслении своих личностных проблем, способствует формированию его установки на позитивную самооценку, а также помогает родителям лучше почувствовать, познать и понять своих детей, что, в свою очередь, приводит к улучшению психологического климата в семье.

С позиции гуманистической психологии консультативные занятия способствуют пополнению психоэнергетических сил у детей и взрослых, развитию их рефлексивных способностей психоэмоционального самоуправления, саморегуляции, позволяющей поддерживать жизнеутверждающую, оптимистическую направленность жизнедеятельности.

Как известно, компенсирующие, эвристические функции художественных видов деятельности сегодня востребованы как здоровьесберегающие технологии сенсорного воспитания с целью сохранения психоэмоционального здоровья ребенка. А это здоровье проявляется в сдержанности, терпимости, уступчивости, требующей от личности ребенка и взрослого развитой способности эмоциональной отзывчивости. Сенсорная культура родителей постепенно пополняется приемами создания благоприятной атмосферы, эмоционально-чувственной «подпитки» всех членов семьи, так как предметным полем арт-психологического влияния является, прежде всего, чувственно-эмоциональная сфера личности.

Таким образом, развитие сенсорной культуры личности как чувственности, ориентированной на господство духовно-нравственных ценностей – одна из основных наших задач. Интуитивное осмысление искусства, художественно-творческая деятельность обеспечивает мягкие образно-игровые формы диалога, не наносящего ущерба здоровью ребенка, а использование конкретного материала способствует накоплению ребенком опыта рефлексии своих состояний, чувств, переживаний, мыслеобразов, отношений. А, по сути, это способ самоисследования внутреннего мира ребенка и путь эмоционально-эстетического и духовно-нравственного его развития.

Простота алгоритма творческого взаимодействия с ребенком с использованием развивающих пособий таит в себе многочисленные возможности их использования в интегративном процессе эмоционального, интеллектуального и психического развития ребенка, освоение игровых приемов в сотворчестве со своими детьми.

К примеру, раздел занятий «Мы рисуем музыку» - это не только погружение на интуитивном уровне в мир музыки, поэзии, художественных образов, но и возможность для рефлексии. Сначала освоение ребенком алгоритма творческой деятельности происходит с помощью значимых взрослых, а затем он выходит на уровень самостоятельной работы и саморазвития. Выполнение творческих заданий побуждает ребенка к размышлению, а в литературно-художественном самовыражении отражается его творческое развитие, а также эмоциональное, психологическое и социальное здоровье. А, кроме того – это прекрасный способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных творческих достижений ребенка.

В творческих работах мы видим мир ребенка, насыщенный детским восприятием, нередко с внутренним накалом переживаний, а творческие задания - это художественная и литературная версии музыкального произведения, где дух выражается в рисунке, слове и дается внутреннее его наполнение.


Актуальность проекта.

Необходимость детско-родительского взаимодействия и сотворчества убедительно подчеркивается мыслью известного американского психофизиолога Нила Миллера: «Дефицит родительского тепла ведет к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, сильному нервному напряжению, уязвимости и даже агрессивности». Несомненно и то, что именно в семье складываются убеждения, потребности, интересы, способности, характер, духовный потенциал и душевный мир ребенка.

Кроме того, проблема оздоровления детей в настоящее время из чисто медицинской переросла в большую социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики. В связи с этим активно разрабатываются и внедряются в практику различные сохраняющие и оздоровительные технологии.

Психосоматические особенности развития значительной части современных детей характеризуются отягощенным состоянием врожденных дисфункций организма, неблагополучием эмоциональной сферы подрастающей личности на фоне негативно провоцирующих социально-экономических факторов жизни. К сожалению, приходится констатировать, что психоаналитическая картина эмоциональных состояний, переживаемых современными школьниками, доминирующе негативная, что является внутренней причиной – «почвой» для развития капризно-упрямого и агрессивно-девиантного их поведения.

В этих условиях от специалистов и родителей требуется иная, нестандартная духовно-психологическая готовность в работе с детьми. Арт-педагогический подход направлен на сохранение психоэмоционального здоровья, как детей, так и родителей. Наш опыт показывает, что в этом случае сохранными остаются познавательные потребности детей, создаются конструктивные условия для развития способностей творческого самовыражения, мотивации достижения успеха и духовно-нравственного саморазвития.

Особенно важно, что арт-педагогическая деятельность позволяет не только эффективно обеспечивать психопрофилактику эмоционально-негативных проявления, но и в значительной мере способствовать разрешению ряда внутриличностных конфликтов, снимать стрессовые состояния, как с ребенка, так и с родителя, накапливать оптимистично-созидательный опыт переживания и сочувствия, опыт толерантно-эмпатичных взаимоотношений.
 
Арт-педагогические техники, как мягкие формы организации детско-родительских взаимоотношений на творческих занятиях, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости как главного механизма нравственных чувств. Они способны выступать в качестве эффективного средства формирования эмоционально-нравственной культуры личности на основе развития эмоциональной отзывчивости ребенка, его восприимчивости к потребностям окружающих. Он учится удовлетворять свои потребности с учетом, а не за счет личных интересов и потребностей других, действовать с согласием, но вне насильственно-психологического вмешательства.

Все занятия базируются на синтезе искусств, используя колоссальный развивающий потенциал соединения слова, музыки, живописи, пластического самовыражения.

В ходе занятий-консультаций мы опираемся на техники арт-педагогики (эстетопедагогики или психопедагогики искусства), которые призваны помочь родителям в овладении практическими навыками в личностно-ориентированном развитии ребенка средствами искусства в домашних условиях. Целью этого сотворчества является, прежде всего, эмоциональное сближение с собственным ребенком, а также создание условий для его творческой самореализации с учетом интеллектуальных возможностей и на основе комфортного эмоционального состояния.
 
 
В «ЛЕНМЕДЦЕНТРЕ» арт-педагогический проект реализуется под руководством практикующего педагога и ученого,  имеющего огромный опыт оказания психолого-педагогической помощи детям, с проблемами в развитии, а также их родителям. Ощутите на себе целительное воздействие занятий, которые проводятся в  игровой форме с помощью различных видов искусств! Окунитесь в атмосферу тепла и радости сотворчества!