Постоянная ведущая рубрики доктор медицинских наук, профессор, главный врач ООО «ЛЕНМЕДЦЕНТР» Елена Лаптева занимается вопросами коррекции веса уже более двадцати пяти лет и давно поняла, что ее пациентам необходима помощь не только врача, но и психолога. Прежде, когда специалистов такого профиля рядом с ней не было, она пыталась восполнить этот пробел самостоятельно – поскольку в основе таких патологий, как булимия и анорексия, все равно лежат причины психологического свойства…
– Сейчас, когда у «ЛЕНМЕДЦЕНТРА» есть все возможности для привлечения опытных психологов, наши специалисты разработали уникальные методики, которые помогают пациентам не только похудеть, но и укрепить свое здоровье, в том числе, психическое, избавившись от стрессов и душевных травм.
У каждого человека с нарушениями пищевого поведения есть проблемы, которые привели его к этому – и их нельзя игнорировать. Ведь пациента, который хочет нормализовать свой вес, можно и закодировать на какое-то время, и провести сеанс акупунктуры – но если не изменить его мотивации и цели, эмоциональный фон, скорее всего, останется прежним. Для того, чтобы он стал другим, нужна грандиозная работа с его сознанием, а это уже – задача психологов. Понимая это, мы пригласили для работы в «ЛЕНМЕДЦЕНТРЕ» очень грамотных специалистов. Некоторые из них тоже принимают участие в нашем разговоре.
Галина Витальевна Любегина уже более 30 лет работает в психотерапевтической больнице, а также в Духовной семинарии. Нам порекомендовал ее отец Валерий, который освящал «ЛЕНМЕДЦЕНТР». Он сказал, что это – один из лучших психологов в городе, который великолепно разбирается в тончайших движениях человеческой души. Для нас его слова стали лучшей рекомендацией – и мы пригласили Галину Витальевну вести прием в нашем центре. Потом возникла идея создать своеобразную «школу питания» для больных булимией и анорексией – и количество психологов немного увеличилось. У нас стала консультировать пациентов Надежда Витальевна Дудова, специалист института имени Бехтерева. Она занималась там с очень тяжелыми пациентами, и те из них, с кем мне впоследствии довелось познакомиться, очень высоко оценивали ее профессиональный дар. Член Союза художников Вера Милованова, с которой я познакомилась в клубе «Леди Тайм», оказалась не только изумительным художником, но еще и дипломированным психологом. У нас она стала заниматься арт-терапией. Потом жизнь свела нас с Николаевым Юрием Олеговичем, который работал прежде психологом в МЧС и имеет большой опыт по выведению людей из стрессовых ситуаций. Он дает нашим пациентам бесценные знания о том, как самостоятельно привести собственную психику в нормальное состояние. Софья Вячеславовна Соколова, освоившая курс психологии в Лос-Анджелесе, помимо своей профессии, прекрасно знает английский язык – и это очень важно, когда речь идет о зарубежных пациентах. В Америке она работала в специальной школе, где вела занятия для людей с избыточным весом – и это же направление продолжает вести у нас. А Александр Аркадьевич Иванов блестяще работает с детьми и семьей.
Все это замечательные специалисты, и каждый из них по-своему уникален. Впрочем, так и должно быть в серьезном медицинском центре. Психология сегодня – основа основ. Даже язвенному больному и человеку, перенесшему два или три инфаркта, трудно обойтись без психолога: наверняка к этим недугам их подвели сильные душевные переживания. И потому доверительная беседа с грамотным специалистом им просто необходима. Чтобы просто успокоиться и достичь внутреннего комфорта – после чего можно приступать непосредственно к лечению…
Что касается темы сегодняшнего разговора, то нарушение пищевого поведения (следствием чего и становятся булимия или анорексия) чаще всего происходит в связи с тем, что человек испытывает внутреннюю тревогу и стремится «гасить» ее с помощью еды и алкоголя. Мужчины начинают пить, а женщины – безудержно есть. При этом ни тем, ни другим легче не становится. Повышенный аппетит как реакция на волнение – верный признак душевного неблагополучия. Но только тонкому и грамотному психологу человек может открыть его секрет в надежде, что тот поможет ему справиться с проблемой… Как же взаимодействуют с пациентами специалисты «ЛЕНМЕДЦЕНТРА»?
Александр Иванов, психолог:
– Свой метод я назвал бы артпедгогикой. Я работаю на уровне эмоциональной отзывчивости, а ее хорошо развивает синтез искусств – музыки, поэзии, живописи. Эмоциональная отзывчивость предоставляет уникальную возможность войти в творческое взаимодействие с человеком, заглянуть в его душу, увидеть, что там происходит. Когда картина проясняется, у меня появляется возможность помочь. Сначала я даю тест, который позволяет увидеть, на какие проблемы следует обратить внимание.
Самая благодарная для меня как специалиста – работа с ребенком и его родителями. Их эмоциональное сближение – тот путь, который способствует семейному взаимопониманию. Я начал заниматься вопросами творческого взаимодействия с семьей четырнадцать лет назад, еще будучи директором педагогического колледжа – и накопил за это время хороший опыт. Нередко первопричину болезни можно легко определить и устранить через творческое самовыражение личности. Проблема-то в подкорочке сидит – просто выплеснуть ее прежде не было возможности, и вдруг это получилось!.. Человек приоткрылся, почувствовав взаимопонимание, и начал делиться тем сокровенным, что есть внутри, через рисунок или литературное эссе. А раз он обозначил проблему, значит, уже ступил на путь самостоятельного выхода из тупика. Просто с помощью специалиста он его быстрее преодолеет. Если хочешь добиться откровенности, необходимо настроиться на одну волну с пациентом, будь то взрослый или ребенок. В последнем случае задача усложняется, потому что подменить своим собственным видением детские ощущения просто невозможно. Когда-то меня поразила фраза одного известного психолога: «Отсутствие родительского тепла ведет к снижению интеллекта и даже агрессивности». Очень точно подмечено! Каждый день садись поближе к собственному ребенку – и все проблемы уйдут сами собой. Духовная близость необычайно важна.
А если говорить об артпедагогике, необходимо внутренне настроить человека на общение с искусством – и эту задачу должен решить психолог. Научить не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать – лишь тогда можно получить нужный психологический эффект от похода в музей или филармонию. Эта подготовка включает в себя целый комплекс занятий, куда входят и тренинги по созданию внутрисемейной ауры. Но аура добра, принятия друг друга, любви и взаимопомощи необходима не только в семье. Ее создание очень важно в любой общности людей, которые решили что-то делать вместе. И помогает в этом правило «7П», как я его называю, которое можно перенести на любые межличностные отношения. Как расшифровываются эти семь П? Первое – Познай человека; второе – Пойми; третье – Прими его таким, какой он есть; четвертое – Прости; пятое – Полюби вместе со всеми его особенностями и недостатками; шестое – Помоги ему во всех его проектах и замыслах. И самое главное, седьмое П: повторяй себе эти правила каждый день.
Если пользоваться «семью П» постоянно, многие проблемы становится легче решать, потому что это – прямой путь к доверию между людьми. Надо уметь настраиваться на позитив – этому я и учу своих пациентов с помощью артпедегогики и арт-терапии. Моя главная задача – сделать проблему человека открытой для него самого, вытащить эту «занозу» из его подсознания и поставить его на путь психосоматического здоровья. Дальше с ним будет мастерски работать Елена Николаевна – и это уже избавление от сугубо медицинской проблемы, которое наверняка пойдет быстрее и успешнее, потому что человек уже настроился на борьбу со своим недугом сознательно.
Галина Любегина, психотерапевт:
– Обычно общаясь с пациентами, склонными к анорексии, слушая их рассказы о себе и своем детстве, я неизбежно прихожу к выводу, что в них присутствует подсознательное нежелание жить… Как переломить его и сделать так, чтобы человек взглянул на мир с большим оптимизмом? Когда узнаешь ситуацию, в которой находится больной, как правило, оказывается, что у него сложные отношения с близкими, чаще всего с матерью. И почти всегда корни уходят в детство. Когда-то девочке сказали, что есть надо поменьше, чтобы не быть толстой – и она, став взрослой, по-прежнему непозволительно мало ест, чтобы не слышать этих упреков. Такие простые объяснения развивающейся дистрофии порой даже в голову не приходят, а ведь человек живет под гнетом этого груза годами… Он не принимает себя, свое тело – и если с ним не начнет работать психолог, эффективность лечения, скорее всего, будет невысока.
Барышни на выданье, не нашедшие жениха, часто думают, что вся проблема – в их несовершенном теле и, начиная катастрофически худеть, доводят себя до истощения. Кстати, их отвращение к пище – проблема не менее сложная, чем обжорство у тех, кто страдает ожирением… Обычно они обманывают врачей, жалуясь на боль в желудке, а истинную причину своего жесткого «поста» скрывают. Между тем, болезнь прогрессирует, и однажды наступает момент, когда они уже просто не в состоянии подняться с кровати от слабости: дистрофия!..
Пациентам с анорексией, наряду с медицинской коррекцией, необходимы занятия с очень квалифицированным психологом, потому что снять психологический запрет на еду, который они сами себе внушили, – этот как раз его задача. Порой мне приходится иметь дело с очень тяжелыми случаями на грани расстройства психики. И я понимаю, как важно подключиться к врачу своевременно, чтобы наш общий труд увенчался успехом.
Вера Милованова, художник:
– Я занимаюсь в «ЛЕНМЕДЦЕНТРЕ» арт-терапией, потому что могу по рисунку диагностировать какие-то недуги, о которых еще не знают сами пациенты. Я очень давно делаю это и накопила много полезных наблюдений. Оказывается, если человек на сеансе арт-терапии рисует нос, это значит, что в этот момент у него что-то не в порядке с носом. Если на рисунке изображены руки, скрещенные книзу – значит, есть проблемы в гинекологии… Мне очень интересна эта интуитивная диагностика. По одному рисунку о человеке можно сказать многое. Не все склонны говорить о своих проблемах – а тут ничего не надо выпытывать: все видно по рисунку. Во внимание принимается все: нажим штриха, цвет, почерк… В результате я даю характеристику человеку, а Елена Николаевна этот мой «анализ» изучает и направляет пациента к психологу. В принципе он может «прочитать» рисунок и сам, но только художник сделает это с профессиональным анализом цветовых предпочтений автора, живой или неживой линии и так далее…
Софья Соколова, психолог:
– С целью психокоррекции поведения пациентов я использую сказкотерапию. Специализируюсь на проблемах пищевого поведения и работаю с больными, которые имеют недостаточную массу тела либо ожирение. Сказкотерапия – направление, сопутствующее медикаментозному лечению, но столь же необходимое для окончательного успеха. Когда человек вслух проговаривает то, что привлекает его в сказочном контексте, он говорит фактически о себе, давая в руки психологу «ниточку», за которую можно зацепиться. А задача специалиста – понять, что это и есть «та самая ниточка» и вызвать доверие человека – чтобы затем помочь ему.
Елена Лаптева:
– Помочь в нашем случае означает подвести пациента к тому, чтобы он начал питаться правильно. Ведь правильное питание – одно из самых больших удовольствий в жизни. Истинный гурман – тот, что получает большое наслаждение от малого количества пищи. Наши психологи научат, как дополнить его радостью, которую можно испытать от того, что совсем не связано с едой: музыки, поэзии, рисования, созерцания природы… И человек начинает оживать, ощущая полноту жизни. Наша задача – максимально расширить этот диапазон, и мы с ней справляемся хорошо.
Так что – не страдайте молча, если ваш аппетит вышел из-под контроля или пропал совсем; если вы полнеете, как на дрожжах, и у вас появились недуги, которых не было прежде. Обратитесь за помощью к врачу. А лучше – приходите в «ЛЕНМЕДЦЕНТР», где излечат от страданий не только ваше тело, но и душу. До встречи!